Библиотека управления

Средства получения данных о контрагентах

Скворцов Павел Владимирович Департамент розничного кредитования ОАО Банк "Открытие"
Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает…
М. Танич (с)

Важным этапом развития взаимоотношений банков и клиентов-физических лиц (потребителей) является подготовка к «завязыванию» таких взаимоотношений. От качества проведения подготовительных мероприятий и принятого решения зависит успех либо разочарование от сотрудничества. Основой для принятия решения о сотрудничестве является информация о предполагаемом партнере. Но где же взять требуемую информацию? И какая информация вообще требуется? Как оценивать полученную информацию, Каковы источники информации? Что вы можете узнать о своем контрагенте и что контрагент может узнать о вас? Постараемся найти ответы на эти и другие вопросы.

Бурное развитие банковской сферы и рост вовлеченности в отношения с кредитными организациями все большего количества населения выводят на сцену важные детали, которые в обозримом будущем могут занять место принципиальных положений, определяющих взаимоотношения банков и потребителей: понятность и открытость потенциальных партнеров друг другу. Иными словами – возможность доступа к информации друг о друге в различных источниках.

Выбирая кредитную организацию, потребитель фактически осуществляет индивидуальную оценку рассматриваемой «кандидатуры» имеющимися в его распоряжении средствами. Предпочтение в итоге будет отдано тому «кандидату», который наберет большее количество «положительных баллов» в понимании потребителя. Баллы потребитель присваивает каждому из оцениваемых параметров «кандидата». К таким параметрам может относиться все что угодно: удаленность «кандидата» от дома потребителя, рекомендация знакомого, известность наименования «кандидата» потребителю, предыдущий опыт общения потребителя с «кандидатом», качество телефонного консультирования кандидата, полнота и формы предоставления информации о продуктах и услугах «кандидата», наличие в числе продуктов и услуг «кандидата» нужного потребителю продукта, а также многое другое.

Представляется очевидным, что на «объективную» оценку потребителем «кандидатов» рассчитывать не приходится. Люди – существа хоть и разумные, но эмоциональные и, к сожалению, финансово недостаточно грамотные, поэтому их оценка носит весьма и весьма эмоциональный характер.

Безусловно, есть некое количество потребителей, действительно разбирающихся в банковской сфере и профессионально подходящих к вопросу выбора «кандидата». Но такие случаи нечасты, хотя, в последнее время их становится все больше и больше. Можно предположить, что повышению интереса к «самообразованию» потребителей в финансово-экономической и банковской сферах немало способствуют различные кейсы, описываемые и комментируемые потребителями - «профессионалами» на форумах и в блогах.

Психологически потребитель склонен доверять более другому потребителю, нежели продавцу. Продавец – лицо заинтересованное, и, в конечном счете, ему без разницы, от кого и какими средствами он получит деньги за свой товар или услуги. Потребитель же зачастую выступает «разборчивым» и «придирчивым» «выборщиком» нужного именно ему продукта. При этом потребитель в ряде случаев полностью полагается на «честность» или профессионализм продавца, либо относится к продавцу нейтрально, либо заведомо воспринимает продавца как «неприятеля» в битве за качественный или нужный товар.

Потребитель хочет покупать. Именно покупать. Потребителю крайне не нравится, когда ему продают. В последнем случае «навязывание» и «впаривание» в большинстве случаев имеют результатом отказ потребителя от покупки даже в том случае, если продукт или услуга действительно удовлетворяют потребностям и запросам потребителя. Потребитель хочет иметь равноправное положение по сравнению с банком. Потребитель хочет иметь выбор, иметь возможность сравнения товаров и услуг различных банков, хочет иметь исчерпывающую информацию о стоимости товаров и услуг и порядке их предоставления.

Даже выбрав подходящий потребителю банк и продукт или услугу, потребитель вправе в любой момент до подписания договора с банком принять решение об отказе от заключения договора. При этом банк не требует и не вправе требовать объяснения причин такого отказа.

В свою очередь банк – как и потребитель – выступает стороной предполагаемой сделки и вполне имеет право претендовать на соответствующие права и обязанности. Банк вправе выбирать, кому и как он будет продавать продукты и услуги, по какой цене, в какие сроки и так далее в рамках действующего законодательства. Наиболее важный объект оценки для банка – это предполагаемый клиент, его добросовестность и платежеспособность.

Банк осуществляет свой выбор на основе оценки ряда параметров клиента. Набор оцениваемых параметров разнится от банка к банку, но принципиально к таким параметрам относятся регион проживания и трудовой деятельности, сфера деятельности, образовательный уровень, семейное и социальное положение, наличие объектов права собственности (в т.ч. недвижимое имущество), наличие финансовых обязательств, качество исполнения финансовых обязательств (кредитная история), деловая репутация контрагента.

Обычна ситуация, когда, например, клиент обратился в банк за кредитом и банк принял положительное решение; кредит выдан, клиент платит, все довольны.

Не менее обычна и иная ситуация: клиент обратился в банк за кредитом, но банк отказал; банк доволен (избежал сделки с повышенным риском), клиент – не очень… Наиболее въедливые клиенты в качестве сатисфакции требуют от банка объяснений по принятому неположительному решению. В этом случае банк надежно «прикрыт» положениями закона, не обязывающими банк раскрывать причины отказа от заключения договора.

Реальными причинами для решения банка может быть как истинная, так и ложная (ошибочная) информация. Вопрос в том – что является основанием для присвоения информации признака «ложная» или «истинная». Кроме этого, не будет лишним понимание того, что в большинстве случаев информация имеет фактическую вероятность (достоверность) менее единицы (не 100%), что компенсируется банком при учете рисков в цене продукта или услуги.

Каждая из сторон предполагаемой сделки заинтересована в обладании истинной и достоверной информацией о своем контрагенте до момента совершения сделки. Если информация ложная, то представляется целесообразным предпринять шаги по исправлению такой информации и получению истинной информации. В том случае, когда ложная информация влечет кардинально иное решение банка по сделке, то очевидно, что банк может быть заинтересован в сохранении «хорошего» клиента и взаимовыгодном сотрудничестве с ним. Последнее может быть достигнуто путем получения истинной информации о контрагенте и исключении принятия решения на основе ложной информации.

Каждая сторона сделки трактует информацию о контрагенте в свою пользу: если опровергнуть ту или иную информацию, являющуюся основанием для принятия решения по сделке, не представляется возможным, вполне очевидно, что сторона не примет на себя повышенные риски и откажется от сделки с таким контрагентом (например, для банка этот принцип звучит как «все сомнения – в пользу банка»).1

При оценке параметров потенциального клиента банк более склонен верить другому банку или официальному источнику, нежели клиенту. В такой ситуации нередки случаи, когда ошибка, жертвой которой становится клиент, упорно кочует из одной информационной системы в другую и никакой дополнительно информацией – официальной, исходящей от государственных органов, - «не перешибить».2

В этой связи возникает закономерный вопрос: каким образом физическое лицо – потенциальный клиент банка может понять, какую именно информацию и из каких источников может получить о нем банк?

Российская банковская система – относительно молодое явление, но при этом развивающееся бурно, относительно стабильно и обладающее набором достаточно определенных тенденций. Одной из таких тенденций является формирование подразделений банка, оценивающих «благонадежность» предполагаемых контрагентов, из числа бывших сотрудников правоохранительных органов. И подразделения банков называются соответственно: «служба экономической безопасности», «служба безопасности», «департамент экономической безопасности», «информационно-аналитическая служба», «управление собственной безопасности» и т.п.3 Оба названных выше посыла недвусмысленно указывают на реальную возможность использования банками «оперативных возможностей»4 бывших сотрудников правоохранительных структур. Причина такой «возможности» – особенности функционирования государственных органов в РФ, уровень и ментальность коррупции, особенности ведения бизнеса в России, а также коррумпировано-вынужденное сращивание бизнеса с представителями компетентных органов на всех уровнях государственного и местного управления.

В предложенных условиях ведения бизнеса банки вынуждены активно искать наиболее оптимальные источники информации, выгодные способы ее получения, определение достаточных объемов информации, а также средства определения «истинности» полученных сведений.

К источникам информации можно отнести самого предполагаемого клиента и его родственников, работодателя клиента; организации, которые уже имеют или имели партнерские отношения с данным клиентом; специализированные официальные сервисы обработки информации5; неофициальные источники («оперативные возможности»).

Способы получения информации сводятся к официальным (на основе договорных отношений с поставщиками информации, свободный доступ к информации в открытом доступе) и неофициальным (на основе «личных симпатий» или с использованием «оперативных возможностей»).

Средства определения «истинности» (достоверности, корректности) полученной информации оказываются «слабым звеном» в цепи получения и оценки информации о контрагенте. Обычно достоверность тесно связана с источником происхождения информации: одному источнику доверяется практически безоговорочно, другому – с перепроверкой и во взаимосвязи с другой информацией, третий же источник вообще не берется в расчет.

Далее мы рассмотрим ряд источников информации и содержание информации, которая может оказаться в распоряжении банка при решении вопроса о возможности совершения сделки с предполагаемым клиентом – физическим лицом (контрагентом)6.

Следует отметить, что ресурсы органов государственной власти РФ и субъектов, а также органов местного самоуправления заняли свое место в информационном пространстве благодаря своему статусу «официального источника» информации. В таблице приведены различные источники информации, ссылки на эти источники и описание информации, которая может быть из них получена.

Источник информации Описание источника информации Суть информации 7 Гиперссылка
Бюро кредитных историй различные бюро кредитных историй, с которыми сотрудничают банки информация о кредитных историях клиентов (юридических и физических лиц); персональные данные субъектов кредитных историй Перечень бюро кредитных историй содержится на сайтах ЦБ РФ (http://ckki.www.cbr.ru//print.asp?file=list_BKI.htm) и ФСФР России (http://www.fcsm.ru/ru/contributors/credit_bureau/list/)
МВД России лица, пропавшие без вести список лиц, пропавших без вести Территориальные органы
http://petrovka38.ru/search_people/lost_persons/
МВД России разыскиваемые лица список лиц, подозреваемые в совершении преступлений http://petrovka38.ru/search_people/criminal_search
СКРИН СКРИН - Система комплексного раскрытия информации и новостей юридическое лицо не найдено в информационных системах СКРИН http://www.skrin.ru
СПАРК СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний юридическое лицо не найдено в информационных системах СПАРК http://www.ispark.ru/ru-ru/
ФАС РФ решения ФАС РФ юридическое лицо найдено в информационных системах ФАС РФ http://www.fas.gov.ru/solutions/
ФМС России проверка действительности паспорта гражданина РФ паспорт недействителен, утрачен или не найден в информационных ресурсах ФМС России http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000
ФНС России недействительные свидетельства ИНН заявитель (серия и номер свидетельства ИНН) найден в информационных системах ФНС России http://www.r77.nalog.ru/invalid_cert/
ФНС России недействительные свидетельства ИНН юридическое лицо (серия и номер свидетельства ИНН) найдено в информационных системах ФНС России http://www.r77.nalog.ru/invalid_cert/
ФНС России недействительные ИНН юридических лиц; юридическое лицо (ИНН) найдено в информационных системах ФНС России http://www.r77.nalog.ru/invalid_inn_ul/
ФНС России действительные ИНН юридических лиц юридическое лицо (ИНН) не найдено в информационных системах ФНС России http://www.r77.nalog.ru/actual_inn_ul/
ФНС России сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» (существенные события) юридическое лицо (ИНН) найдено в информационных системах ФНС России http://search.vestnik-gosreg.ru/vgr/
ФНС России сведения о юридических лицах
(исключение из ЕГРЮЛ)
юридическое лицо (ИНН) найдено в информационных системах ФНС России http://search.vestnik-gosreg.ru/fz83/
ФНС России юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица юридическое лицо (ИНН) найдено в информационных системах ФНС России http://service.nalog.ru/disfind.do
ФНС России адреса массовой регистрации (адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами) юридическое лицо (адрес места нахождения) найдено в информационных системах ФНС России http://service.nalog.ru/addrfind.do
ФНС России недействительные свидетельства ИНН заявитель (серия и номер свидетельства ИНН) найден в информационных системах ФНС России http://www.r77.nalog.ru/invalid_cert/
ФНС России сведения, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей индивидуальный предприниматель не найден в ЕГРИП Информационная система в разработке
ФНС России8 недействительные ИНН физических лиц заявитель (ИНН) найден в информационных системах ФНС России http://www.r77.nalog.ru/invalid_inn_fl/
ФСИН России внимание розыск заявитель найден в информационных системах ФСИН России http://www.fsin.su/criminal/
ФСКН России самые разыскиваемые наркодилеры заявитель найден в информационных системах ФСКН http://www.fskn.gov.ru/pages/main/attention/15844/index.shtml
ФСКН России; осужденные особо опасные наркодилеры заявитель найден в информационных системах ФСКН http://www.fskn.gov.ru/pages/main/attention/15845/index.shtml
ФСКН России внимание розыск заявитель найден в информационных системах ФСКН http://www.fskn.gov.ru/pages/main/attention/index.shtml
ФССП России реестр розыска по исполнительным производствам заявитель найден в информационных системах ФССП России http://www.fssprus.ru/iss/ip_search/
ФССП России сведения о розыске в рамках исполнительных производств автотранспортных средств должников транспортное средство заявителя / родственника найдено в информационных системах ФССП России http://www.fssprus.ru/iss/search_amts/
ФССП России арестованное имущество, переданное на реализацию (торги, комиссионная продажа) имущество заявителя / родственника найдено в информационных системах ФССП России http://www.fssprus.ru/iss/sell_property/
ФССП России информирование о лицах, находящихся в розыске по подозрению в совершении преступлений заявитель найден в информационных системах ФССП России http://www.fssprus.ru/iss/suspect_info/
ФССП России банк данных исполнительных производств заявитель найден в информационных системах ФССП России http://www.fssprus.ru/iss/ip/
ФССП России банк данных исполнительных производств юридическое лицо найдено в информационных системах ФССП России http://www.fssprus.ru/iss/ip/
ФССП России банк данных исполнительных производств индивидуальный предприниматель найден в информационных системах ФССП России http://www.fssprus.ru/iss/ip/
ФСФМ России перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму физическое лицо найдено в информационных системах ФСФМ http://www.fedsfm.ru/documents/ter_list/
ФСФМ России перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму; юридическое лицо найдено в информационных системах ФСФМ http://www.fedsfm.ru/documents/ter_list/
ФСФМ России перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму индивидуальный предприниматель найден в информационных системах ФСФМ http://www.fedsfm.ru/documents/ter_list/
ФСФР России аннулированные аттестаты заявитель найден в информационных системах ФСФР http://www.ffms.ru/ru/contributors/accredited/unnull/
ФСФР России государственный реестр микрофинансовых организаций юридическое лицо не найдено в информационных системах ФСФР http://www.ffms.ru/ru/contributors/microfinance_org
/state_register_microfinance_org/
ФСФР России государственный реестр бюро кредитных историй юридическое лицо не найдено в информационных системах ФСФР http://www.ffms.ru/ru/contributors/credit_bureau/list/
ФСФР России профессиональные участники юридическое лицо не найдено в информационных системах ФСФР http://www.ffms.ru/ru/contributors/financialmarket/market_professional_operators/
ФСФР России реестр объединений субъектов страхового дела юридическое лицо не найдено в информационных системах ФСФР http://www.ffms.ru/ru/contributors/insurance_industry/association_insurance_entities/
Центральный каталог кредитных историй ЦБ России Центральный каталог кредитных историй ЦБ России информация о кредитных историях клиентов (юридических и физических лиц); персональные данные субъектов кредитных историй http://ckki.www.cbr.ru/

Одной из существенных тенденций современного рынка информационных услуг в банковском секторе является появление посредников-интеграторов, которые предлагают комплексный доступ к различным источникам интересующих банки сведений. Важным преимуществом таких посредников является единый запрос в весьма большое количество источников и, как следствие, сокращение затрат (временных и финансовых) для получателя такой услуги: очевидно, что совершение 10 запросов в 10 источников менее выгодно и оптимально банку нежели 1 запрос в 10 источников. Другим очевидным преимуществом посредника-интегратора перед конкретными отдельными источниками является возможность интеграции информационных систем посредника с банковской информационной системой.

В качестве примера такого посредника-интегратора можно назвать портал CreditRegistry от ЗАО «МТЦ»9, на котором пользователю предоставляются различные сервисы в рамках группового запроса в подключенные к порталу источники сведений.

Другой пример - открытое акционерное общество «Национальное бюро кредитных историй» (ОАО «НБКИ»)10 – один из крупнейших участников на рынке кредитных историй в Российской Федерации; учреждено в 2005 году по инициативе Ассоциации российских. На портале компании также предлагается весьма обширный набор средств для оценки благонадежности потенциальных клиентов банков.

Стоит отметить пример создания бюро кредитных историй банком ЗАО «Банк Русский Стандарт»11. С учетом присутствия указанного банка на рынке более 20 лет представляется очевидным, что этот банк располагает значительным количеством кредитных историй свои клиентов, статистический и иной анализ которых позволяет банку предлагать рынку продукты и услуги по оценке благонадежности потенциальных клиентов.

Другой пример организации «около-банковского» бюро кредитных историй – приобретение Сбербанком России значительной доли в ЗАО «Объединенное кредитное бюро» (ранее – «Экспириан-Интерфакс»)12. Изначально это бюро было создано в 2004 году международной компанией Experian и Группой «Интерфакс». В настоящее время данное бюро кредитных историй фактически обслуживает Сбербанк России, а также его партнеров, обладая данными о более чем 60 млн кредитных историй.

Представляется заслуживающим внимания комплексный подход к накоплению и обработке кредитных историй и иных данных о клиентах, представленный бюро кредитных историй «Эквифакс Кредит Сервисиз»12. Компания предоставляет кредитным организациям услуги по управлению рисками, предотвращению мошенничества, а также аналитические инструменты, востребованные на рынке банковских услуг13. Спектр вариантов использования сервисов компании весьма широк: решения для кредитных «конвейеров», оценка стратегических направлений в розничном банковском кредитовании, действенные методы противодействия мошенническим проявлениям.

Подводя итог следует отметить, что перечисленные в настоящей статье источники и средства получения данных о контрагентах не являются исчерпывающими в силу постоянного развития имеющихся ресурсов и появления новых участников рынка банковских и информационно-аналитических услуг.

В настоящее время портал государственных услуг постоянно пополняется новым функционалом и появляются все новые и новые услуги и продукты – как для физических лиц, так и для компаний. Информационное пространство насыщается весьма качественными, достоверными и относительно надежными источниками информации, которая может быть положена в основу для принятия решений о возможности совершения с тем или иным контрагентом взаимовыгодной сделки.

Очень важно, что все чаще и чаще потребители (клиенты), которым небезразлична собственная деловая репутация, обращается в государственные и местные органы власти для получения, уточнения и корректировки имеющейся в отношении себя информации. Многие потребители – наконец-то – прониклись мыслью о целесообразности периодических обращений в бюро кредитных историй для ознакомления с имеющейся там информацией о себе и своих обязательствах и качестве их исполнения, а также, при необходимости, внесения корректив, если банком были переданы неверные сведения о клиенте14.

Деловая репутация потребителя как полноправного участника делового оборота весьма актуальна в условиях развития сектора розничных банковских услуг и продуктов. Именно поэтому контроль со стороны потребителя за информацией о себе, содержащейся в различных источниках, доступных другим участникам экономических отношений, настолько же важно, насколько важен для потребителя ответ на вопрос: «захочет ли кто-нибудь иметь со мной дело».


1 В данном случае мы не будем подробно останавливаться на механизмах трансформации «вероятности» в комиссионное вознаграждение; очевидно, что чем выше для банка риск по кредитному продукту, тем выше процентная ставка для клиента за его использование.

2Например, информация о налоговой задолженности физического лица может быть искажена внутренней ошибкой в системах ФНС России; при этом сервис ФНС России будет упорно выдавать информацию о наличии задолженности по налоговым и сборам у данного лица.

3Например, описание вакансий банков на порталах www.hh.ru, www.superjob.ru.

4«Оперативные возможности» исчерпывающе изложены в Федеральном законе от от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. От 08.12.2011) «Об оперативно-розыскной деятельности» и не являются предметом исследования в настоящей статье.

5Специализированные сервисы – например, бюро кредитных историй, системы раскрытия информации о юридических лицах, ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления и пр.

6В связи с тем, что рассмотрение «оперативных возможностей» в рамках настоящей работы не представляется целесообразным (а сами «оперативные возможности» - законными), будут рассмотрены легальные открытые источники информации, доступ к которым может предоставляться пользователям на безвозмездной либо коммерческой основе.

7В данном столбце указана информация, которая может оказать существенное влияние на решение о возможности совершения сделки банка с контрагентом.

8Здесь и далее имеются в виду как ресурсы федеральных органов, так и территориальных подразделений органов власти; соответственно гиперссылки следует корректировать с учетом замечания.

9Информация с официального сайта компании: http://creditregistry.ru/news_prelease5.html.

10Подробнее о компании: http://www.nbki.ru/servicescredit/.

11В нынешних условиях бюро кредитных историй охотно сотрудничают друг с другом: http://www.nbki.ru/press/pressabout/?id=563

12Подробная информация о бюро и его услугах: http://e-i.ru/rbr.asp?rbr=2.

13Продукты и услуги компании: http://www.equifax.ru/products/AnalyticalProducts и http://www.equifax.ru/products/service.

14Не следует считать, что банки «безгрешны» и не ошибаются: «технические ошибки», «технические сбои», «некорректное отражение кредитной истории» - обыденные явления, с которыми сталкиваются бюро кредитных историй и клиенты (выносим «за скобки» вопросы добросовестности действий банков) Подробнее о взаимоотношениях банков и бюро кредитных историй – см.: Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О кредитных историях», Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О персональных данных».

Дата публикации: 26.09.2012