Библиотека управления

Корпоративные МВА программы

По материалам журнала "Корпоративные Университеты" №22 за 2010 год

Многие компании обращаются с запросом на корпоративные МВА программы. При этом преследуются две ключевые цели:

  • повышение общего уровня управленческих знаний участников;
  • дополнительная мотивация участников программы, в виде диплома МВА.

Такая постановка целей не позволяет в полной мере оценить эффективность вложения средств Компании в обучение сотрудников. Повышение общего уровня знаний и создание дополнительной мотивации, конечно, приносят эффект. Но не позволяют интегрировать развитие участников с развитием Компании. Только учитывая бизнес цели Компании, можно гарантировать, что программа обучения будет способствовать не только развитию сотрудников, но и развитию Компании в целом. Поэтому все же Формат программы, при такой постановке вопроса, становится следствием, а не предметом обсуждения. Одним из возможных форматов обучения сотрудников Компании и являются Корпоративные МВА программы.

Корпоративные МВА программы, по определению, отличаются от открытых МВА программ только составом группы. То есть, все участники Корпоративной МВА являются сотрудниками одной организации. Серьезное изменение содержания и формата корпоративной МВА программы всегда вызывает вопрос к качеству получаемой степени МВА и ценности диплома. Корпоративные МВА программы, соответствующие международному стандарту МВА, могут давать неплохие результаты, однако их проведение сопряжено с несколькими сложностями. Во-первых, студенты корпоративных программ обладают в известной степени одним и тем же опытом, что не слишком располагает к учебе друг у друга, как это происходит при обучении на открытой программе МВА.

Другая трудность в том, что «универсальный» характер знаний, связываемый с получением академической степени, зачастую противоречит желанию компании получить специфические знания в сфере ее деятельности. Наконец, компанияустроитель программы порой оказывает настолько сильное влияние, что бывает непросто гарантировать качество обучения. Скажем, объективность проверки знаний порой оставляет желать лучшего.

Что могут сделать компании, чтобы реализовывать программу МВА в своих внутренних корпоративных университетах?

Прежде всего, необходимо определиться с целью, которую Вы преследуете. Если отталкиваться от логики, это будет формирование профессионального управленческого кругозора, создание и реализация стратегии обучения персонала всей компании. Для внутрикорпоративного Университета может стоять ещё одна задача — формирование кадрового управленческого резерва компании.

Из целей вытекают примерные контуры программы: Общеобразовательные направления — экономика, маркетинг, менеджмент, правовые основы бизнеса. Специальные направления, учитывающие специфику Вашего бизнеса и специализацию обучаемых сотрудников — управление инвестиционными проектами, управление персоналом, PR на рынках «B2B» или наоборот технологии ритейла т.д. Практические навыки — искусство презентации, умение вести переговоры, ведение деловой переписки, использование компьютерных программ для оптимизации управленческих технологий и решений и пр. Может быть, Ваш собственный анализ и запрос приведёт Вас к совершенно другой структуре программы. Главное, программа будет.

Теперь встаёт вопрос, кто будет учить. Это могут быть Ваши собственные ведущие специалисты, например. Конечно, умение преподавать — это самостоятельный навык, которым не обязательно обладает директор по экономике или ведущий юрист компании. Но, во-первых, если они научатся это делать, облегчится и решение многих текущих задач в их деятельности. Во-вторых, провести тренинг для внутренних преподавателей дешевле, чем привлекать к обучению только внешних консультантов и тренеров. Если замотивировать и сподвигнуть собственных сотрудников на сеяние «разумного, доброго, вечного» Вам не представляется возможным, можно привлечь специалистов Ваших ближайших партнёров по бизнесу совершить своего рода обмен. Такой опыт может быть полезен и с точки зрения расширения кругозора, и как укрепление партнёрских связей, между прочим. И, наконец, на ряд курсов всегда можно пригласить внешних тренеров и лекторов. Здесь выбор также широк. И, хотя эти услуги, безусловно, стоят денег, обучение целой группы своих сотрудников, как правило, оказывается более выгодным, чем дорогостоящее обучение одного-двух специалистов.

В чем разница между корпоративной программой МВА и программой, пройденной в бизнес-школе? Что эффективнее?

Эффект будет зависеть от тех целей, что стоят перед организацией. Можно достаточно условно выделить достоинства и недостатки.

Корпоративная программа МВА:

+ учитывает отрасль и специфику бизнеса компании;
+ адаптируется по содержанию курсов под стратегию компании на ближайшие 3—5 лет и модель ее корпоративных компетенций;
+ разрешает влиять на подбор учебных дисциплин и преподавателей;
+ дает возможность в процессе обучения создавать эффективно работающую команду топменеджеров;
+ позволяет в процессе обучения решить ряд ключевых проблем компании и получить реальное ROI;
+ стимулирует сотрудника оставаться в компании;
+ предоставляет удобный график и место проведения занятий;

- необходимы инвестиции в развитие программы и, в зависимости от специфики отрасли, они могут быть весьма существенны;
- необходимы разработанная стратегия и модель компетенций;
- стоимость программы эквивалентна обычной, а со временем будет дороже на 15—20% обычной из-за необходимости доработки программы под требования компании;
- мотивация участников программы, за которых платит компания почти всегда ниже, чем в случае, если человек платит за себя сам;
- ограниченное поле для обмена опытом и общения;
- малые возможности для рождения прорывных идей для бизнеса, поскольку они рождаются только на разнообразном поле;
- более неровное качество, поскольку развитие программы идет путем «проб и ошибок»;
- в корпоративном формате может быть меньше возможностей для применения современных инструментов обучения.

Программа МВА в бизнес-школе:

+ методологически более четко и грамотно выстроена, нацелена на эффективность, производительность и продуктивность, имеет стандарт качества, отраженный в ее аккредитациях;
+ в большей мере нацелена на расширение палитры навыков, компетенций, опыта, выходит за пределы отрасли и специфики бизнеса (то есть более универсальна)
+ дает возможность в процессе обучения работать в самых разных командах;
+ предполагает возможность в процессе обучения решить ряд ключевых проблем компании и получить реальное ROI, за счет выполнения заданий актуальных для самого слушателя;
+ установленный удобный график и место проведения занятий в бизнес-школе (вне работы);
+ выдает государственные и международные дипломы;
+ сильная мотивация участников программы, за счет высококонкурентной ситуации;
+ высокое качество управления учебным процессом и административной поддержки;
+ широкое поле для обмена опытом и общения;
+ уникальные возможности для рождения прорывных бизнес-идей;
+ передовые технологии обучения;
+ высокий уровень методической подготовки практиков как преподавателей, их умение работать в единой команде на целевой образовательный результат;

- есть устаревшие элементы, знания, навыки;
- не все преподаватели имеют актуальный прикладной опыт.

В связи со всем вышесказанным многие компании обращаются с запросами на программу МВА, но в итоге останавливают свой выбор на адаптированных корпоративных программах, без получения магистерских степеней, но максимально приспособленных к их нуждам и бизнес задачам.