Рейтинг консалтинговых компаний - Методология
МЕТОДОЛОГИЯ "Интегрированного рейтинга консалтинговых компаний Российской Федерации" (разработка компании "ЮНИПРАВЭКС")
Методология рейтингового процесса, разработанная Информационно-рейтинговым агентством (ИРА) "ЮНИПРАВЭКС", имеет единый стандарт для различных сегментов рынка бизнес-услуг. Это позволяет производить каскадный анализ отрасли в целом, каждого сегмента и компании в отдельности. И на его основе составлять комплексный прогноз развития. В том числе консалтинга, оценки, аудита, рекрутмента, маркетинга, PR, коучинга и др. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ.
"Интегрированный рейтинг консалтинговых компаний Российской Федерации" подготовлен специалистами Информационно-рейтингового агентства (ИРА) экспертно-аналитической компании "ЮНИПРАВЭКС". Методика рейтинга аудирована ведущими специалистами и экспертами в области консалтинга, являющимися, в том числе консультантами официального ежегодного бизнес-каталога "Консалтинг в Российской Федерации".
Итоги рейтинга обнародованы 26 февраля 2003 г. в специальном тематическом приложении "Консалтинг и Оценка" газеты "Известия", на сайте www.izvestia.ru. А также на Интернет-сайтах: РИА "РосБизнесКонсалтинг" - www.rbc.ru, Интернет-еженедельника www.consulting.ru, ведущего делового портала "Корпоративный менеджмент" - www.cfin.ru, и др. Полный вариант методологии, подробное описание структуры рейтинга и таблицы будут опубликованы в четвертом томе каталога "Консалтинг в Российской Федерации".
Интегрированный рейтинг консалтинговых компаний Российской Федерации основывается на двух группах критериев. Первая группа - комплекс внутрикорпоративных показателей консалтинговой деятельности. Вторая - внешние проявления деловой активности компании.
К первой группе относятся: основные показатели финансовой деятельности и внутренние ресурсные факторы.
Во вторую группу входят: доля бюджета, направленная на развитие /продвижение компании и внешние ресурсные факторы.
Сочетание этих двух групп критериев, объединенных в интегрированную рейтинговую матрицу, дает достаточно полное представление о производственном потенциале каждой компании, а в совокупности со сводными рейтинговыми таблицами отражает их ранжированный порядок. Такой подход, по мнению разработчиков данной методики, позволит заказчикам консалтинговых услуг четко определиться в выборе наиболее приемлемого по нужным показателям бизнес-партнера.
К базовым показателям финансовой деятельности относятся: показатели финансовой устойчивости, коэффициенты финансового состояния и др. Анализ проводится на основании сведений, представленных консалтинговыми компаниями по итогам работы за 2003 год:
- Выручка по работам (услугам) в области консалтинговой деятельности за первое полугодие.
- Относительный рост выручки от консалтинговых услуг по сравнению с тем же периодом прошлого года.
- Совокупная выручка от всех видов деятельности за полугодие, в том числе доля выручки от других работ (услуг):
- оценочная деятельность,
- аудиторские услуги и др.
- Относительный рост совокупной выручки по сравнению с тем же периодом предыдущего года.
- Средняя годовая выручка на одного консультанта.
- Средняя стоимость одного часа работы одного консультанта.
- Прибыль.
- Уставный капитал.
- Сведения о страховании.
К внутренним ресурсным факторам относятся:
- Время работы компании на рынке консалтинговых услуг.
- Наличие лицензий, сертификатов, аккредитационных удостоверений на осуществление консалтинговой деятельности.
- Имеющиеся патенты, зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания) и др.
- Количество штатных сотрудников.
- Количество штатных консультантов, имеющих официальный документ (диплом) об образовании в области консалтинга.
- Количество привлекаемых консультанов.
- Основные виды деятельности.
- Специализация по видам консалтинговых услуг.
Под долей бюджета, направленной на развитие и продвижение компании в данной методологии подразумевается:
- Наличие рекламного бюджета и его объем.
- Наличие технологий / инструментария, применяемых в деятельности по связям с общественностью (Интернет - сайт и др.).
К внешним ресурсным факторам относятся:
- Количество аффилированных компаний / Степень аффилированности с компаниями, входящими в группу / Наличие филиалов, представительств, дочерних фирм.
- Территория оказываемых услуг.
- Обслуживаемые отрасли народного хозяйства.
- Количество клиентов в различных секторах экономики.
Рейтинговый процесс проводится на основе следующих индексов:
ИНДЕКС |
ЗНАЧЕНИЕ ИНДЕКСА |
Корпоративные показатели |
|
N |
Количество лет на рынке бизнес-услуг. |
(N) |
Общее количество лет на рынке с учетом последующей перерегистрации, слияний, разделений и т.д. |
n/n/n |
Количество штатных сотрудников. |
Количество штатных специалистов, имеющих официальный документ (диплом, сертификат). |
|
Количество привлекаемых специалистов, экспертов, аналитиков. |
|
Корпоративная категория |
|
А |
Компания / группа компаний имеет филиалы, представительства, отделения, дочерние фирмы, аффилированные компании, осуществляет свою деятельность как на территории России, так в странах СНГ и зарубежья. |
Б |
Компания осуществляет деятельность в своем федеральном округе и на всей территории России |
В |
Компания осуществляет свою деятельность только в своем федеральном округе. |
Индекс внутреннего корпоративного ресурса |
|
1 |
Компания имеет значительный корпоративный ресурс. |
2 |
Компания имеет достаточный корпоративный ресурс. |
3 |
Компания имеет удовлетворительный корпоративный ресурс. |
Индекс внешнего корпоративного ресурса |
|
1 |
Компания имеет значительный корпоративный ресурс, привлекательный имидж, высокий коэффициент деловой активности, использует информационные технологии. |
2 |
Компания имеет достаточный корпоративный ресурс, хороший имидж, средний коэффициент деловой активности, недостаточно использует информационные технологии. |
3 |
Компания имеет удовлетворительный корпоративный ресурс, недостаточно высокий коэффициент деловой активности, не использует информационные технологии для своего продвижения в рынке. |
Дополнительные значения и конкурентные преимущества |
|
+ + |
Компания имеет эксклюзивный корпоративный ресурс, высокое конкурентное преимущество. |
+ |
Компания располагает дополнительными возможностями в данном классе, обладает значительным конкурентным преимуществом. |
- |
Компания имеет замечания со стороны контролирующих государственных органов, клиентов. |
Дисконтный индекс |
|
% |
Компания осуществляет дисконтную программу для заказчиков или планирует участие в ней. |
При составлении рейтинга определяются лидеры в различных сегментах рынка. Здесь важным фактором ранжирования служат количественные и качественные показатели по видам деятельности, специализациям. Наряду с этим, учитывается степень деловой активности как внутри своего субъекта федерации, так и за его пределами. Оценка деятельности проводится с учетом абсолютных показателей (цифр, представленных в анкете с подтверждением копии бухгалтерского баланса/налоговой декларации) и коэффициентов деловой активности.
Результатом рейтинга является выявление тенденций развития перспективных точек роста и степени привлекательности различных секторов российской экономики с целью приоритетности оказания в них консалтинговых услуг и формирования устойчивой клиентской базы для каждой консалтинговой компании.
С тенденциями, прогнозами, мониторингом ситуации и другой полезной информацией по рынку консалтинговых услуг (включая полную базу компаний), можно ознакомиться на сайте РИА "РосБизнесКонсалтинг" http://research.rbc.ru/author.shtml?10049 в разделе "Исследования".