Библиотека управления

Рейтинг консалтинговых компаний - Методология

МЕТОДОЛОГИЯ "Интегрированного рейтинга консалтинговых компаний Российской Федерации" (разработка компании "ЮНИПРАВЭКС")

Методология рейтингового процесса, разработанная Информационно-рейтинговым агентством (ИРА) "ЮНИПРАВЭКС", имеет единый стандарт для различных сегментов рынка бизнес-услуг. Это позволяет производить каскадный анализ отрасли в целом, каждого сегмента и компании в отдельности. И на его основе составлять комплексный прогноз развития. В том числе консалтинга, оценки, аудита, рекрутмента, маркетинга, PR, коучинга и др. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ.

"Интегрированный рейтинг консалтинговых компаний Российской Федерации" подготовлен специалистами Информационно-рейтингового агентства (ИРА) экспертно-аналитической компании "ЮНИПРАВЭКС". Методика рейтинга аудирована ведущими специалистами и экспертами в области консалтинга, являющимися, в том числе консультантами официального ежегодного бизнес-каталога "Консалтинг в Российской Федерации".

Итоги рейтинга обнародованы 26 февраля 2003 г. в специальном тематическом приложении "Консалтинг и Оценка" газеты "Известия", на сайте www.izvestia.ru. А также на Интернет-сайтах: РИА "РосБизнесКонсалтинг" - www.rbc.ru, Интернет-еженедельника www.consulting.ru, ведущего делового портала "Корпоративный менеджмент" - www.cfin.ru, и др. Полный вариант методологии, подробное описание структуры рейтинга и таблицы будут опубликованы в четвертом томе каталога "Консалтинг в Российской Федерации".

Интегрированный рейтинг консалтинговых компаний Российской Федерации основывается на двух группах критериев. Первая группа - комплекс внутрикорпоративных показателей консалтинговой деятельности. Вторая - внешние проявления деловой активности компании.

К первой группе относятся: основные показатели финансовой деятельности и внутренние ресурсные факторы.

Во вторую группу входят: доля бюджета, направленная на развитие /продвижение компании и внешние ресурсные факторы.

Сочетание этих двух групп критериев, объединенных в интегрированную рейтинговую матрицу, дает достаточно полное представление о производственном потенциале каждой компании, а в совокупности со сводными рейтинговыми таблицами отражает их ранжированный порядок. Такой подход, по мнению разработчиков данной методики, позволит заказчикам консалтинговых услуг четко определиться в выборе наиболее приемлемого по нужным показателям бизнес-партнера.

К базовым показателям финансовой деятельности относятся: показатели финансовой устойчивости, коэффициенты финансового состояния и др. Анализ проводится на основании сведений, представленных консалтинговыми компаниями по итогам работы за 2003 год:

  1. Выручка по работам (услугам) в области консалтинговой деятельности за первое полугодие.
  2. Относительный рост выручки от консалтинговых услуг по сравнению с тем же периодом прошлого года.
  3. Совокупная выручка от всех видов деятельности за полугодие, в том числе доля выручки от других работ (услуг):
    • оценочная деятельность,
    • аудиторские услуги и др.
  4. Относительный рост совокупной выручки по сравнению с тем же периодом предыдущего года.
  5. Средняя годовая выручка на одного консультанта.
  6. Средняя стоимость одного часа работы одного консультанта.
  7. Прибыль.
  8. Уставный капитал.
  9. Сведения о страховании.

К внутренним ресурсным факторам относятся:

  1. Время работы компании на рынке консалтинговых услуг.
  2. Наличие лицензий, сертификатов, аккредитационных удостоверений на осуществление консалтинговой деятельности.
  3. Имеющиеся патенты, зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания) и др.
  4. Количество штатных сотрудников.
  5. Количество штатных консультантов, имеющих официальный документ (диплом) об образовании в области консалтинга.
  6. Количество привлекаемых консультанов.
  7. Основные виды деятельности.
  8. Специализация по видам консалтинговых услуг.

Под долей бюджета, направленной на развитие и продвижение компании в данной методологии подразумевается:

  1. Наличие рекламного бюджета и его объем.
  2. Наличие технологий / инструментария, применяемых в деятельности по связям с общественностью (Интернет - сайт и др.).

К внешним ресурсным факторам относятся:

  1. Количество аффилированных компаний / Степень аффилированности с компаниями, входящими в группу / Наличие филиалов, представительств, дочерних фирм.
  2. Территория оказываемых услуг.
  3. Обслуживаемые отрасли народного хозяйства.
  4. Количество клиентов в различных секторах экономики.

Рейтинговый процесс проводится на основе следующих индексов:

ИНДЕКС

ЗНАЧЕНИЕ ИНДЕКСА

Корпоративные показатели

N

Количество  лет  на рынке бизнес-услуг.

(N)

Общее количество  лет  на рынке с учетом последующей перерегистрации, слияний, разделений и т.д.

n/n/n

Количество штатных сотрудников.

Количество штатных специалистов, имеющих официальный документ (диплом, сертификат).

Количество привлекаемых специалистов, экспертов, аналитиков.

Корпоративная категория

А

Компания / группа компаний имеет филиалы, представительства, отделения, дочерние фирмы, аффилированные компании, осуществляет свою деятельность как на территории России, так  в странах СНГ и зарубежья.

Б

Компания осуществляет деятельность в своем федеральном округе и на всей территории России

В

Компания осуществляет свою деятельность только в своем федеральном округе.

Индекс внутреннего корпоративного ресурса

1

Компания имеет значительный корпоративный ресурс.

2

Компания имеет достаточный корпоративный ресурс.

3

Компания имеет удовлетворительный корпоративный ресурс.

Индекс внешнего корпоративного ресурса

1

Компания имеет значительный корпоративный ресурс, привлекательный имидж,

высокий коэффициент деловой активности, использует информационные технологии.

2

Компания имеет достаточный корпоративный ресурс, хороший имидж, средний коэффициент деловой активности, недостаточно использует информационные технологии.

3

Компания имеет удовлетворительный корпоративный ресурс, недостаточно высокий коэффициент деловой активности, не использует информационные технологии для своего продвижения в рынке.

Дополнительные значения и конкурентные преимущества

+ +

Компания имеет эксклюзивный корпоративный ресурс, высокое конкурентное преимущество.

+

Компания располагает дополнительными возможностями в данном классе, обладает значительным конкурентным преимуществом.

-

Компания имеет замечания со стороны контролирующих государственных органов, клиентов.

Дисконтный индекс

%

Компания осуществляет дисконтную программу для заказчиков или планирует участие в ней.

При составлении рейтинга определяются лидеры в различных сегментах рынка. Здесь важным фактором ранжирования служат количественные и качественные показатели по видам деятельности, специализациям. Наряду с этим, учитывается степень деловой активности как внутри своего субъекта федерации, так и за его пределами. Оценка деятельности проводится с учетом абсолютных показателей (цифр, представленных в анкете с подтверждением копии бухгалтерского баланса/налоговой декларации) и коэффициентов деловой активности.

Результатом рейтинга является выявление тенденций развития перспективных точек роста и степени привлекательности различных секторов российской экономики с целью приоритетности оказания в них консалтинговых услуг и формирования устойчивой клиентской базы для каждой консалтинговой компании.

С тенденциями, прогнозами, мониторингом ситуации и другой полезной информацией по рынку консалтинговых услуг (включая полную базу компаний), можно ознакомиться на сайте РИА "РосБизнесКонсалтинг" http://research.rbc.ru/author.shtml?10049 в разделе "Исследования".