Библиотека управления

ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ В ИЕРАРХИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ УПРАВЛЕНИЯ

ЕРЕСЬКО А. Л.

Оглавление

Управляющие верхнего звена управления - это так называемые топ-менеджеры, которые осуществляют управление деятельностью всей компании или занимают ключевые посты в различных бизнес-единицах. К ним, как правило, относят генерального директора компании и его заместителей (но, если речь идет о небольшой компании, то последние не относятся к топ-менеджерам). В случае описания компании, имеющей законодательно закрепленные особенности строения организационной структуры (например, общественной организации), то к управляющим высшего звена относят: Президента с его заместителями и Председателя правления с заместителями. Если у компании имеется Совет директоров, Собрание акционеров или Совет во главе с Председателем, то они не всегда являются топ-менеджерами, но, тем не менее, относятся к высшему звену управления.

Управляющие среднего звена (уровня) управления, как правило, осуществляют следующие основные функции:

  • детализация и дальнейшая передача на более низкие уровни управленческих задач управляющих высшего уровня управления;
  • координация деятельности различных служб компании;
  • выполнение различных оперативных задач и т. п.;

Управляющие низового уровня (звена) управления осуществляют оперативное управление деятельностью конечных исполнителей работ.

Вся совокупность конечных исполнителей работ (рабочие, рядовые служащие, рядовые торговые агенты и пр.) называется исполнительным уровнем. Это самый нижний уровень иерархии организации. В японском менеджменте этот уровень уже давно активно вовлекается в процесс управления компанией, как правило, в виде групповых форм работы (например, знаменитые кружки качества). Подобные методы организации деятельности компании в последнее время находят активную поддержку в европейских и американских компаниях.

Не меньшее значение в выборе организационной структуры компании придается информации. Заметим, что тенденции повышения роли информации получили обобщенное выражение в гипотезе становления "информационного общества". Нередко владение информацией является более необходимым для принятия тех или иных решений, чем владение собственностью. Ведь использование информации может компенсировать ограниченность других ресурсов, открывает доступ к новым ресурсам, становится эффективным средством принятия технологических и коммерческих решений. Поэтому информационная среда является важной областью предпринимательской деятельности.

Организационные структуры управления формируются, в значительной мере, за счет перемещения информационных потоков. Отметим, что с информационными потоками связано понятие "цепочка управления". В менеджменте под цепочкой управления понимают последовательность структурных единиц, расположенных одна за другой вдоль информационного канала, образуемого с помощью информационных связей между элементами организационной структуры (подробно эти термины будут рассмотрены, в рамках исследования системы информационных потоков на предприятии) 1.

В процессе деятельности компании, ее работники выполняют большое количество различных операций, представляющих собой простейшие действия, направленные на выполнение различных функций, в совокупности, служащих для реализации определенных задач. Будь то задача регистрации входящих документов или реализации готовой продукции непосредственно ее потребителю (задачи, содержащие одну функцию) или задачи по проведению рекламной кампании товара, по развитию торговой сети и пр. (задачи, включающие в себя несколько функций).

Элемент организационной структуры управления, который нельзя раздробить ни по каким признакам, носит название структурной единицы (или структурного элемента). Так структурной единицей может быть, например: генеральный директор, главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, - то есть любой работник компании.

Несколько структурных единиц, находящихся на одном иерархическом уровне и подчиняющихся одному руководителю, образуют структурный блок. С позиции стратегического менеджмента целесообразно различать два их вида:

  • если структурными единицами, входящими в структурный блок являются менеджеры высшего, среднего или низшего уровня управления, то он называется стратегическим центром хозяйствования;
  • если в блок входят работники исполнительного уровня, то это они образуют бригаду.

Это разграничение очень важно, т. к. стратегические центры хозяйствования и бригады имеют значительные различия по своим функциональным возможностям и по заложенному управленческому потенциалу. Хотя бригады и могут осуществлять управление производственной деятельностью компании на основе групповых форм хозяйствования, но в их состав не входят профессиональные менеджеры, в функции которых изначально входят: принятие определенных решений и организация деятельности подчиненных.

Одна или несколько структурных единиц, входящих в одну структуру, призванную осуществлять четко очерченный круг функций и не поддающуюся дальнейшему дроблению, образуют службу. В реальной практике службы могут носить названия секторов, отделов и пр.

Например, отдел продаж, если его нельзя раздробить, к примеру, на сектор оптовых продаж и сектор розничных продаж, является службой, в противном случае, службами являются сектора, а отдел продаж - структурным подразделением. Следовательно, совокупность двух и более служб образует структурное подразделение, которые можно охарактеризовать, как обособленный элемент организационной структуры. Примером структурного подразделения может быть филиал компании или формальный коллектив из некоторой части работников, осуществляющий реализацию одного из направлений деятельности субъекта предпринимательской деятельности (например, бухгалтерия, кадровая служба, отдел маркетинга и т. п.).

Процесс дробления компании на отдельные структурные подразделения, службы и структурные единицы носит название "департаментизация". Данный процесс имеет значение при принятии решений менеджерами различного уровня для достижения целей компании, иными словами, этот термин используется в исследовании процесса организационного обособления, который отличается по природе, целям и принципам от процесса создания рабочих групп или групповой работы.

В теории менеджмента описываются различные подходы к группированию специализированных работ в компаниях, объединенных термином департаментизация. При этом группирование работ идет вокруг ресурсов или результата 2. Приведенные термины не охватывают полностью всей теории ОСУ, но, по мнению автора, являются необходимой базой для анализа и сравнения различных оргструктур.

Ссылки

  1. Пять шагов к B2B. // Учебный курс. - М.: Компания I. B. Partners, 2002 г.
  2. Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента: Уч.-практ. пос. - М.: МЭСИ, 1998. - 179 с.

Оглавление