Библиотека управления

Казахстан: до и после кризиса

М. МахмутоваДиректор Центра анализа общественных проблем (PPRC)
Журнал «Бюджет», №8 за 2010 год

В то время когда правительство России заявляло о том, что экономика страны — тихая гавань, руководство Казахстана срочно разрабатывало антикризисные меры по спасению банковского сектора, поскольку первая волна мирового кризиса захлестнула страну уже в августе 2007 года.

После десятилетия быстрого роста, обеспеченного в первую очередь добычей и экспортом углеводородных ресурсов (см. рис. 1), в 2007–2009 годах Казахстан пережил воздействие глобального финансового кризиса. Накануне кризиса экономика страны демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит консолидированного бюджета, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в Национальном фонде, аккумулирующем доходы от нефтяного сектора (см. рис. 2). Но, несмотря на хорошие показатели, уже стали очевидны негативные признаки: рост инфляции, сокращение безработицы, а также быстрый рост заработной платы при низкой производительности труда.

рис 1

Вторым по темпам роста после нефтегазового был банковский сектор. Доступ банков к недорогим кредитным ресурсам на международных рынках капитала позволил увеличить кредитование экономики (с 1 октября 1999 г. до 1 января 2009 г.) более чем в 50 раз, что явно перегревало экономику. Слабая оценка рисков и неадекватная оценка качества ссудного портфеля привели к росту банковских займов в секторе недвижимости и сфере услуг, что усугубило системные перекосы в структуре экономики. Все эти процессы делали казахстанскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.

рис 2

Ипотечный кризис в США, вызвавший нестабильность на мировых финансовых рынках, отразился на отношении инвесторов к развивающимся рынкам: условия заимствований на международных рынках ужесточились и банковский сектор Казахстана первым ощутил влияние кризиса уже в августе 2007 года. Ограничение заимствований на международных рынках капитала снизило возможности банков по рефинансированию ранее полученных внешних займов и получению новых — это вызвало интенсивный отток капитала из банковского сектора (см. рис. 3). Главная проблема в банковском секторе связана с тем, что банки отошли от традиционного финансового посредничества и в основном полагались только на внешнее фондирование: соотношение заимствований и депозитов достигло максимума в 2007 году.

рис 3

Тем не менее благоприятная конъюнктура мировых углеводородных рынков защитила казахстанскую экономику и ограничила влияние мирового кризиса. Незначительный объем государственного долга, профицит консолидированного бюджета, рост золотовалютных резервов и средств в Национальном фонде обеспечивали благоприятные оценки рейтинговых агентств вплоть до осени 2007 года. В I и II кварталах 2008 года в стране сохранялись высокие темпы роста ВВП — около 6 %, что также было связано с рекордными ценами на углеводородные ресурсы (см. рис. 1).

Бюджетная политика

Бюджетная политика Казахстана в 2007–2008 годах оставалась стабильной, с профицитом бюджета и низким уровнем государственного долга. В 2008 году благодаря высоким ценам на нефть исполнение доходов бюджета не стало проблемой для правительства. Положительную роль тут сыграло и введение с мая 2008 года таможенной пошлины на экспорт нефти. В результате таможенные доходы в 2008 году выросли в три раза по сравнению с 2007 годом.

В 2009 году вступил в силу Налоговый кодекс, которым были предусмотрены некоторые новшества:

  • снижены ставки на корпоративный подоходный налог с 30% до 20%, отменены требования по уплате авансовых платежей для малого и среднего бизнеса;
  • снижен НДС с 13% до 12%, в два раза увеличен объем минимального оборота, не облагаемого НДС;
  • введена единая ставка социального налога — 11% вместо регрессивной шкалы.

Падение цен на нефть, снижение налоговых ставок, замедление деловой активности вызвали снижение доходов бюджета в 2009 году (см. табл. 1). Однако поступления от продажи углеводородных ресурсов, доля которого выросла с 40% до 60% экcпорта, позволяли ежегодно наращивать расходы бюджета темпами, превышающими темпы экономического роста (см. рис. 4). Рекордный рост расходов в 2005 году объясняется проведением в тот год президентских выборов. Такой уровень расходов поддерживался массированными вливаниями в бюджет из Национального фонда. Совокупные расходы из Национального фонда за 2008–2009 годы составили 16,3 млрд долл.

рис 4

В 2008 году рост ВВП снизился до 3,2%. Но наиболее сильно влияние глобального кризиса на экономику Казахстана сказалось в 2009 году, когда значительное падение произошло в обрабатывающей промышленности, строительстве, торговле, транспорте, финансовой деятельности, производстве и распределении электро­энергии, газа и воды. В результате рост ВВП Казахстана в 2009 году составил лишь 1,2%, что является самым низким уровнем, начиная с 1999 года.

Таблица 1. Структура доходов республиканского бюджета, % ВВП

 

2007 2009
ДОХОДЫ 22.9 22.5 25.1 22.1
Налоговые поступления 21.6 18.3 17.6 14.0
Включая

 

 

 

 

Корпоративный подоходный налог 7.6 5.9 5.7 4.1
Индивидуальный подоходный налог 1.6 1.7 1.7 1.7
Социальный налог 2.3 2.3 1.6 1.5
НДС 4.8 4.9 4.0 3.2
Акцизы 0.5 0.5 0.4 0.4
Неналоговые поступления 0.5 1.4 0.5 0.9
Поступления от продажи основного капитала 0.7 0.7 0.4 0.2
Поступления трансфертов (из НФ РК) 0.0 2.0 6.7 7.0

Рынок труда и доходы населения

Согласно данным Агентства РК по статистике, безработица в 2008 году по сравнению с предыдущим годом снизилась с 7,3% до 6,6%. Но уже в I квартале 2009 года она вновь выросла до 6,9%. Принятие программы «Дорожная карта», направленной на создание временных рабочих мест в регионах, предотвратило дальнейший рост безработицы и остановило ее на уровне 6,3%.

В последнее десятилетие благодаря росту экономики численность занятого населения в Казахстане постоянно росла и в 2009 году достигла 7,9 млн человек. Из них 2,7 млн являются самостоятельно занятыми (трудоспособные лица, обеспечивающие себя работой). В результате получается, что безработица на селе ниже, чем в городе, так как сельчан, не имеющих работы, статистика рассматривает как самостоятельно занятых.

В 2008 году рост реальной заработной платы составил 2,5%, снизившись с 16,1% в 2007 году. Средняя заработная плата по всем секторам экономики составила 60 734 тенге (505 долл. по среднегодовому курсу). При этом растут диспропорции в месячной номинальной заработной плате между секторами экономики. Так, в декабре 2008 года заработная плата в секторе финансовой деятельности выросла до 169 363 тенге (1408 долл), в то время как в образовании составила лишь 37 597 тенге (312 долл), и в сельском хозяйстве 37 307 тенге (310 долл). В 2009 году средняя заработная плата по всем секторам экономики выросла на 11,2%, до 67 530 тенге, при этом снизившись в долларовом выражении из-за девальвации тенге до 458 долл.
Статистические данные не отражают влияние кризиса на бедные слои населения. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (12 364 тенге, или 103 долл) в III квартале 2008 года составляла 16,2%, в IV квартале резко снизилась до 8,8%. На селе доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла в III квартале 2008 года 23,3%, в IV квартале — 10,8%. (см. рис. 5). В 2009 году около 14% сельского населения имели доходы ниже прожиточного минимума.

рис 5

Внешний долг

Государственный и гарантированный государством внешний долг Казахстана вырос в 2009 году на 1,5 млрд долл., но остается несущественным и составляет 3,4% ВВП. В 2009 году правительство привлекло заем от Азиатского банка развития (500 млн долл.) в рамках антикризисной поддержки. В 2010 году власти планируют расширить объем государственного заимствования. Рост долга частного сектора способствовал росту валового внешнего долга страны до 79% ВВП в 2008 году и 100,3% ВВП в 2009-м. В прошлом году вырос долг перед Китаем — 5,7 млрд долл. привлечено на финансирование строительства газопровода Казахстан — Китай.

Глобальный кризис продолжает оказывать влияние на финансовый рынок Казахстана. Кризис ликвидности, а также ужесточение требований по капитализации банков и условий внешнего заимствования привели к сокращению внешних обязательств банков, в то время как займы небанковского сектора по-прежнему растут. Внешний долг банковского сектора за год (с 2008 по 2009 г.) снизился с 39,2 до 30 млрд долл.

Антикризисная поддержка экономики

Антикризисные меры правительства Казахстана схожи с мерами, реализованными в развитых странах. Различия проявляются в структуре. Так, в странах большой двадцатки снижение налоговых ставок составило треть антикризисных мер, в Казахстане — лишь 11%. Главное отличие мер, принимавшихся в Казахстане, — их денежный характер: в 2008–2009 годах из Национального фонда в виде трансфертов было израсходовано 16,3 млрд долл. Антикризисные меры Казахстана в значительной степени ориентированы на финансовый и строительный секторы и в меньшей степени на домохозяйства. Тогда как Канада, Великобритания, США объявили повышение пособий по безработице, Канада, Корея, Япония — денежные трансферты домохозяйствам, Австралия, Германия — денежные пособия на поддержку детей, Австралия, Канада — денежные пособия пенсионерам. В Канаде, Германии, Индонезии, Италии, Великобритании, США были снижены ставки подоходного налога для физических лиц наряду со снижением ставок корпоративного налога. В Казахстане снизились ставки корпоративного подоходного налога, НДС и социального налога.

Уже со второй половины 2007 года Национальный банк (далее — НБ) был вынужден принять меры по поддержанию краткосрочной ликвидности банковского сектора, который первым почувствовал на себе изменение конъюнктуры на глобальных рынках. Был пересмотрен механизм минимальных резервных требований: произошло сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов, что позволило банкам дополнительно высвободить порядка 1,3 млрд долл. Кроме того, в условиях недостатка свободной ликвидности было отложено введение в действие новых нормативов минимальных резервных требований (5% по внутренним обязательствам и 10% по иным обязательствам). Неоднократно пересматривалась ставка рефинансирования. Кроме того, для поддержания краткосрочной ликвидности НБ предоставлял банкам займы рефинансирования. Для удержания обменного курса тенге НБ проводил валютные интервенции, в результате которых курс тенге был стабильным  вплоть до 4 февраля 2009 года, когда НБ осуществил разовую девальвацию тенге на 22%.

В ноябре 2007 года правительство утвердило План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан (далее — План первоочередных действий), в соответствии с которым до конца 2007 года на поддержку экономики было решено направить 1 млрд долл. В ноябре 2008 года был принят План совместных действий Правительства РК, Национального банка РК и Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) по стабилизации экономики и финансовой системы (далее — План совместных действий). Хотя проводить комплексную оценку долгосрочной результативности антикризисных мер еще рано, проведенный нами анализ указывает на то, что отдельные принятые антикризисные меры были своевременными. Так, сохранению доверия к банкам способствовало то, что осенью 2007 года была увеличена сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. до 5 млн тенге. Для этого капитал Казахстанского фонда гарантирования депозитов физических лиц был увеличен до 100 млрд тенге.

Финансовый сектор

Антикризисные меры для поддержки банковского сектора предусматривали:

  • дополнительную капитализацию четырех системообразующих банков на общую сумму 4 млрд долл;
  • создание Фонда стрессовых активов (ФСА) с уставным фондом 1 млрд долл. Предполагалось, что деятельность Фонда будет направлена на улучшение качества кредитных портфелей банков второго уровня путем выкупа сомнительных активов, в частности займов, которые предоставлены под залог недвижимости и земли;
  • стабилизацию ресурсной базы банков второго уровня путем размещения на депозитах свободных средств национальных компаний и акционерных обществ, государственных предприятий и организаций;
  • совершенствование методов государственного регулирования в банковском секторе.

Вхождение государства в акционерный капитал банков снизило доверие населения к ним, ухудшилось качество кредитного портфеля. Изменилась конкурентная среда в банковском секторе. Сохраняются риски нестабильности в финансовом секторе. Создание ФСА было поспешным шагом и «неправильным» сигналом для населения, часть которого  сочла, что кредиты можно не погашать. Между тем в течение года с момента создания средства ФСА были заморожены, при этом на его содержание расходовались бюджетные средства. Банковский сектор находится в состоянии неустойчивой стабильности. То есть сейчас несколько преждевременно говорить о стабилизации финансового сектора.

Накачивание финансовой системы дополнительной ликвидностью не способствовало росту кредитования реального сектора экономики. Ресурсы, выделенные в рамках антикризисных мер, сохраняются на счетах банков и очень медленно достигают реального сектора экономики. Финансовые и нефинансовые организации (Самрук-Казына, КазАгро) предпочитают сохранять средства на счетах в Национальном банке. Кредитная активность банков будет сохраняться на низком уровне, так как они с пессимизмом оценивают платежеспособность заемщиков. Этот факт будет ограничивать восстановление хозяйственной активности юридических лиц, а также потребительский потенциал (покупательскую способность) населения. Снижение роста неработающих кредитов возможно при решении вопроса реструктуризации займов.

Рынок недвижимости

Усилия по стабилизации рынка недвижимости были направлены на:

  • завершение максимального количества недостроенных объектов в Астане и  Алматы;
  • обеспечение граждан новым жильем по доступной стоимости;
  • создание АО «Фонд недвижимости» для стабилизации рынка жилья в Алматы и Астане, для выкупа квартир и развития рынка арендного жилья.

Кроме того, для поддержки фирм-застройщиков правительство обязало национальные компании выкупать готовые квартиры для своих сотрудников. Акиматам (Акимат — региональный орган исполнительной власти в Казахстане) также было предоставлено право выкупать квартиры у частных застройщиков по установленным ценам. Принятие этих мер позволило предотвратить глубокое падение строительной отрасли. Более того, массированные бюджетные вливания сделали строительный бизнес привлекательным, куда, несмотря на кризис, пришли десятки новых компаний

Однако с нашей точки зрения идея завершить все начатое строительство была изначально глубоко ошибочна. Тем самым фактически защищались интересы спекулянтов недвижимостью, банков, которые выдавали кредиты под залог недвижимости и земельных участков, а также крупных фирм-застройщиков, совместные действия которых привели к надуванию «пузыря» на рынке недвижимости. Все антикризисные меры в совокупности поддержали этот «мыльный пузырь», не дав ему «сдуться». В результате  спасены крупные фирмы-застройщики, им обеспечен выход из кризиса с максимальной прибылью. Между тем завершение строительства и запуск программы ипотечного кредитования со ставкой не более 12,5% не сделали жилье доступным для абсолютного большинства населения страны, учитывая низкий уровень доходов.

Заключение

Ситуация в экономике Казахстана в 2010 году в силу ее открытости и влияния экспорта сырьевых ресурсов, составляющих львиную долю доходов страны, по-прежнему будет зависеть от ситуации на международных рынках. Улучшение прогнозов международных организаций вовсе не свидетельствует об оздоровлении мировой экономики, риски все еще сохраняются. Практически все страны применили невиданные масштабы стимулирования экономики, и ситуация в 2010 году будет зависеть от того, как быстро и в каких масштабах правительства США, стран еврозоны начнут сворачивать пакеты стимулирующих мер.

Масштаб расходования правительством Казахстана средств Национального фонда на антикризисные меры в будущем может обернуться проблемами. Перетекание средств Национального фонда в Самрук-Казыну и КазАгро без обеспечения прозрачной картины расходования этих средств создает реальную угрозу для дальнейшего устойчивого развития экономики. Антикризисные меры пока не создают механизма роста, который способен работать без государственных вливаний. Похоже, что правительству придется стимулировать экономику до тех пор, пока процесс восстановления не примет четко выраженного устойчивого характера, сделав акцент на поддержке малого и среднего бизнеса, что в долгосрочном плане будет работать на диверсификацию экономики.